Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА
1.1 Сущность психологической феноменологии
Слово «феноменология», включенное в заголовок абзаца, в данном случае означает «совокупность явлений». Феномен - это философская кате-гория, обозначающая явление, понимаемое в чувственном (иногда называ-емом «непосредственным») опыте.
Феномену противопоставляется «ноумен» - категория, обозначаю-щая сущность вещи, которая, хотя и проявляется в явлениях, не сводится к ним, осознается другими - косвенными - способами и требует рациональ-ных способов ее понимания.
Ниже рассмотрим шесть групп различных явлений, которые в разное время привлекали внимание психологов.
Если спросить новичка в психологии, какими явлениями занимается психология как наука, он, скорее всего, скажет - психическими и при этом укажет на феномены «внутреннего мира», точнее, на феномены сознания, которые мы все знаем и можем познать на собственном опыте. Многие из этих явлений кажутся особенно отличными, например, от физических или химических явлений (которые соответственно изучаются в физике и хи-мии). Ведь физики и химики могут наблюдать одни и те же явления (например, испарение воды при нагревании или покраснение лакмусовой бумажки при погружении в кислоту), вместе эти явления объективны, т.е. их существование и знания не зависят от субъективного опыта исследова-теля [12].
С другой стороны, психические явления кажутся субъективными, по-тому что они кажутся открытыми для «прямого» познания только челове-ку, который их переживает, в то время как другой человек может соста-вить представление об этих явлениях только тогда, когда он сам пережива-ет что-то подобное.
Когда подросток впервые влюбляется в кого-то, он думает, что никто никогда не испытывал такого чувства, и он может сказать своему другу: «Ты никогда не поймешь меня, потому что никогда не любил меня». Ко-нечно, можно попытаться описать эти субъективные переживания в днев-нике или рассказе; в этом случае, несомненно, что-то теряется, но носитель этих переживаний убежден, что он лучше, чем кто-либо другой, знает, что происходит в его внутреннем мире, «в его душе». Поэтому необходимо (подсказывает нам здравый смысл) научиться описывать свои переживания так, как это делали великие писатели, психологи, знатоки человеческих душ, умевшие заглянуть «внутрь» и воссоздать внутренний мир субъекта.
Многие, кто занимался научной психологией, конечно, проводили различие между реальным научным познанием внутреннего мира и его художественным пониманием, но все же были убеждены, что психология как наука имеет большое преимущество перед другими науками: если в других науках сущность исследуемой реальности может быть раскрыта в течение длительного времени и косвенно через анализ и сравнение явлений должны выявить, открыта ли исследуемая реальность в психологии для прямого познания, как никакая другая (т.е. сущность и явление в психоло-гии объединяются) [15].
Многие психологи считали, что нет другого метода познания явле-ний сознательной жизни, кроме метода самоанализа (от латинского introspecto - я смотрю внутрь). Самоанализ - это особый вид самоанализа, предполагающий наблюдение за своими внутренними ощущениями в про-цессе их реализации. Другой известный русский психолог Георгий Челпа-нов (1862-1936) в начале 20 века писал, что психология была бы невоз-можна без самоанализа. Никто из присутствующих не видит непосред-ственно то чувство печали, которое испытывает конкретный человек, и только по каплям прозрачной жидкости, вытекающим из его глаз, через опущенные уголки рта и т.д., присутствующие исключают это чувство - и то только потому, что сами когда-то испытывали нечто подобное. Психо-логов, разделявших такие взгляды, называли психологами-интроспекционистами.
Эта точка зрения кажется настолько правдоподобной и согласую-щейся со здравым смыслом, что, несмотря на свою критику, она продер-жалась в научной психологии довольно долго. Однако с того времени по-нимание и методы сознания значительно изменились, хотя мы по-прежнему говорим, что феномены сознания - это явления, которые психо-лог обязательно должен включить в сферу изучаемых им явлений, и они изучаются в современной психологии, хотя и больше не изучаются психо-логом.
Постепенно в психологической науке накапливались факты, говоря-щие о том, что помимо сознательных явлений, в которых субъект может осознавать себя, существуют и бессознательные (бессознательно-бессознательные) психические процессы. Субъект может даже не догады-ваться о них, но эти процессы играют существенную роль в его поведении и определяют особенности его сознательной психической жизни.
Проявления бессознательного психического очень разнообразны. Вот примеры проявлений бессознательного, которые являются второй (по-сле феноменов сознания) областью эмпирического изучения в психологии. Мы заимствуем эти примеры из знаменитой книги «Психопатология по-вседневной жизни» великого австрийского психолога Зигмунда Фрейда, который сыграл большую роль в разработке способов проникновения в бессознательную сферу нашей психики, создав отдельное направление в психологии - психоанализ.
З. Фрейд был убежден, что в психической жизни нет ничего случай-ного, т.е. ничего условного: любые ошибочные действия (оговорки, опе-чатки, забывание впечатлений и намерений, отбрасывание предметов и т.д.) являются результатом значительных для субъекта желаний, которые остаются осознанными им. это скрыто, и только особая интерпретация этих ошибочных действий (в некоторых случаях очень сложная и длитель-ная) может раскрыть их истинное значение. Здесь явление и сущность не совпадают: субъекту кажется, что он хочет одного, в то время как на самом деле оказывается, что он хотел чего-то совершенно другого, чаще всего противоположного.
Примером может служить З. Фрейд, заимствованный у своего колле-ги доктора В. Штекеля. Он говорит о себе, что как врач он никогда не ру-ководствуется соображениями дохода и всегда думает только об интересах пациента. Однако оговорка, которую он однажды сделал, раскрыла его истинные желания. Один из его пациентов, переживший тяжелую болезнь, наконец выздоравливает.
В настоящее время психоанализ - не единственное направление в психологии, занимающееся изучением бессознательных процессов. Многие школы так или иначе имеют дело с бессознательным, хотя интерпретируют его иначе, чем это делается в психоаналитических работах.
Однако следует отметить, что феномены бессознательной психиче-ской жизни не даются нам непосредственно, когда мы наблюдаем за собой, как, по-видимому, даются нам феномены сознательной психической жизни. Многие даже считают, что, строго говоря, бессознательные психические процессы нельзя назвать явлениями - до тех пор, пока они не даны нам в форме «реальности, непосредственно переживаемой нами. Скорее, это скрытая сущность некоторых лежащих на поверхности довольно извест-ных явлений [13].
Чтобы исключить возможные споры по этому вопросу на этом этапе обучения, обратите внимание, что сравнение соответствующих философ-ских категорий (включая категории «сущность» и «феномен») имеет огра-ничения, и одна и та же реальность может быть квалифицирована как «сущность» и «феномен» при решении различных научных проблем.
Некоторые американские психологи, недовольные субъективизмом своей современной интроспективной психологии, предложили различные формы поведения как явления, подлежащие объективному изучению. Под поведением они понимали все внешне наблюдаемые реакции людей (и жи-вотных) на раздражители (стимуляторы) из окружающей среды. Так воз-никло сильное психологическое направление, получившее название бихе-виоризма (от английского behavior (u)r - поведение).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алёхин А. Н. Адаптация как концепт в медико-психологическом исследовании // Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена). СПб.: НП Стратегия будущего, 2010. С. 27−32.
2. Алёхин А. Н. Психологическая диагностика как производство симулякров // Научное мнение. 2011. № 1. С. 133−138.
3. Алёхин А. Н. Психология как предмет исследования: Тезисы докладов международной научнопрактической конференции «Ананьевские чтения−2009 (Современная психология: методология, парадигмы, теории).
4. Анохин П. К. Теория функциональной системы // Успехи фи-зиол. наук. 1970. Т. 1. № 1. С. 19−54.
5. Белокрылов И.В., Семиков С.В., Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Ипохондрические убеждения и поведение пациентов с соматоформ-ными расстройствами: связь с соматическими жалобами и субъективной оценкой благополучия // Психиатрия. 2021. Т. 19, № 3. C. 58–67. doi.org/10.30629/2618-6667-2021-19-3-58-67
6. Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25−40.
7. Войскунский А. Е. Вместо предисловия: за и против Интернет-зависимости // Интернет-зависимость: психологическая природа и динами-ка развития / Под ред. А. Е. Войскунский. М: Акрополь, 2009. ISBN 978-5-98807-037-5.
8. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризи-са: Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 386−389.
9. Дейнека О.С., Николаев А.Е. Экономико-психологический ана-лиз проблемных зон отечественного здравоохранения // Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития. Материалы 15-й Межд. научн.-практ. конф. (СПб, 24–27 ноября 2015 г.). СПб: НВШ-СПб, 2015. С. 55–66.
10. Духанина Л.Н., Максименко А.А. Анализ сетевого онко-дискурса трехлетней ретроспективы в домене верхнего уровня RU // Во-просы онкологии. 2020. №4. Т. 66. С. 315–324.
11. Ениколопов С.Н., и др. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 // Психолого-педагогические иссле-дования. 2020. Т. 12. № 2. C. 108–126.
12. Желонкина Т.А., Ениколопов С.Н., Ермушева А.А. Адаптация русскоязычной версии методики P. Salkovskis «Краткий опросник тревоги о здоровье» (Short health anxiety inventory) // Теоретическая и эксперимен-тальная психология. 2014. Т. 7, № 1. С. 30–37.
13. Журавлев А.Л., Китова Д.А. Анализ интереса населения к ин-формации о пандемии коронавируса (на примере пользователей поиско-вых систем интернет) // Психологический журнал. 2021. Т. 41. №4. С. 5–18.
14. Золотарева А.А. Диагностика киберхондрии: перспективы и ограничения // Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы (к 110-летию С.Я. Рубинштейн). Научное издание. Сборник материалов Третьей Всероссийской научно-практической конфе-ренции с международным участием 25–26 ноября 2021 г.
15. Мазилов В. А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века // Психол. журн. 2006. № 1. С. 23−34.
16. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение. Критерии и ме-тоды диагностики: учеб. пособие М.: МГСМУ, 2011.
17. Малышева Г.А. Социально-политические аспекты пандемии в обществе цифровой сетевизации: российский опыт // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. № 3. URL: www. evestnik-mgou.ru.
18. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. 172 с.
19. Рассказова Е.И. Клинико-психологический подход к диагно-стике трудно квалифицируемых симптомов в рамках соматоформных рас-стройств // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2013. № 3. C. 25–32.
20. Рассказова Е.И., Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Диагностика пси-хологических последствий влияния информационных технологий на чело-века. Учебно-методическое пособие для студентов психологических специ-альностей. М.: Акрополь, 2015.
21. Солдатова Г. У., Войскунский А. Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволю-ция психики // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. 2021. Т. 18, № 3. С. 431–450.
22. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поко-ление России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017.
23. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
24. Шевеленкова Т.Д., Фесенко Т.П. Психологическое благополу-чие личности // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–121.
25. Щедровицкий Г. П. Лекции по психологии, читанные в Ростов-ском университете (фрагменты) // Вопросы саморазвития человека. Вып. 3. К., 1991. С. 3−32.
26. Ярошевский М. Г. Наука о поведении: Русский путь. М.; Воро-неж: Изд-во Института практической психологии; МОДЭК, 1996. 380 с.